Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2

Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 181 внешней, так и духовной. Жизнь ее обрывается трагически. Амину убивают. В этом есть своя логика. Если бы Амина стала женой Занабазара, родила ему детей, она была бы обычной женщиной. Но она — идеал, волшебный образ, который должен растаять при малейшем прикосновении к нему. Вспомним сон Занабазара после смерти Амины. Амина сидела в центре распустивше- гося лотоса. По бокам у нее золотые крылья. Пока Занабазар созерцал ее, она находилась рядом, освещая струящимся золотым светом юрту. Но только он хотел сказать: «Не улетай», как она исчезла. Амина для Занабазара муза, вдохновляющая на творчество, духовная суть его произведений. Ведь он творит, пытается найти мелодику произведения, чтобы оно зазвучало, ожило. В его скульптурах образ Амины, но не ее пор- трет, а ее душа. Амина осталась жить в его творениях. В них же и его любовь, чувства, мысли. Когда перед тем, как покинуть Эрдэнэ Зуу, Занабазар входит в храм Зеленой Тары, Тара говорит с ним голосом Амины. Это еще одно сви- детельство того, что в свои творения он вложил самого себя. Простая жизнь мирского человека показана через образ другого героя — дархана 1 Цамбагарава, не имеющего знатного происхождения и высоких титу- лов, но прославившегося мастерством своих рук. С Занабазаром их связывает настоящая мужская дружба. Цамбагарав предан Богдо, относится к нему с почитанием и глубоким уважением. Он восхищается высокой образованностью друга, его человеческими качествами. Он видел, как Занабазар, забыв о титуле, днем и ночью скакал в поисках любимой, а, выбившись из сил, спал в степи, как простой человек, положив под голову седло. Когда же Цамбагарав решил жениться, Занабазар сам поехал сватать ему невесту, оказав тому высокую честь. Через образ Цамбагарава автор изображает не только жизнь простого человека, но и его понимание мира. Занабазар — высокое духовное лицо, получившее образование в Тибете при учителе Далай-ламе. Занабазар философствует, размышляет. Цамбагарав же относится к жизни проще. Он весе- лый, жизнерадостный человек. Любит песни, веселье, девушек. Легче и полнее воспринимает жизнь. В отличие от Цамбагарава, Занабазару не удалось испытать настоящего семейного счастья, земной любви. Амина — сказочный образ — растворилась и осталась вечной мечтой. Каждый раз при виде сына Цамбагарава Занабазар жалел, что Амина не родила ему ребенка. Однажды, он не смог сдержать слез и, взяв на руки сына Цамбагарава, выбежал из юрты. Он вдыхал его детский запах и плакал навзрыд. Позже Занабазар женился на Дашчоймбол. Но это тоже не была обычная любовь мужчины и женщины. Это был союз двух дарханов. У них были общие интересы, они были близки друг другу духовно. Их объединяло творчество. А у Цамбагарава были любимая жена и сын. Автор описывает, как счастлив 1 Монг. дархан — мастер.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=