Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2

Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 183 Сё:то сё:то по форме представляет собой сверхкороткий рассказ, меньше обычного японского короткого рассказа тампэн сё:сэцу . Определенного поня- тия, какого в точности размера должен быть прозаический текст, чтобы счи- таться сверхкоротким, не существует. Если в англоязычной традиции принято считать объем текста в словах и к сверхкороткому рассказу относить тексты объемом от двухсот до полутора тысяч слов, то в японской литературе нет единой точки зрения относительно объема произведения. Некоторые японские исследователи определяют размер таких рассказов от четырех до четырнадцати страниц, некоторые называют диапазон в восемь-десять страниц 1 . В сюжетном отношении сё:то сё:то чаще всего относится к жанрам научной фантастики, фэнтези или детектива, хотя в последнее время наблюдается расши- рение жанровых границ. Поскольку сверхкороткая проза отличается повышенной смысловой наполненностью и символичностью, нередко встречаются рассказы, которые несут в себе притчевое содержание; также большинство рассказов носит ироническую и сатирическую окраску — это сближает их с баснями. Японский писатель Хоси Синъити (1926–1997) опубликовал более тысячи коротких расска- зов, характеризующихся фантастическимили сказочным сюжетом, неожиданным поворотом событий и непредсказуемой концовкой,—что, как указывал самХоси Синъити в послесловиях к сборникам рассказов писателей, чьи произведения победили в конкурсе сё:то сё:то , является непременными условиями жанра сверхкороткой прозы 2 . Любопытно отметить, что Хоси Синъити все же пред- почитал придерживаться сверхмалого объема, чтобы рассказ имел формальное основание называться «сверхкоротким»; позднее, в работах известных мастеров, называющих себя его учениками, намечается уже значительное «расползание», «размывание» границ рассказа, гораздо менее строгий подход к его объему. Одним из таких авторов, победителем Всеяпонского конкурса 2012 года для писателей сё:то сё:то является Тамару Масатомо (р. 1987), средняя длина рассказов которого составляет десять-пятнадцать страниц. В его сборниках коротких рассказов сё:то сё:то «Борьба семейств» 3 , «Тысяча и одна ночь» 4 , «Клиника» 5 писатель воплощает идеи, высказанные им 1 Подробнее об этом см.: Хронопуло Л. Ю . «Перевернутый мир» сборника рассказов Хоси Синъити «Бокко-тян» // Вестник СПбГУ. Сер. 13, 2009. Вып. 1. С. 102–106; Хро- нопуло Л. Ю. Cверхкороткие рассказы в творчестве современных японских писателей Акагава Дзиро и Атода Такаси // Вестник СПбГУ. Сер. 13, 1, 2015. С. 81–90. 2 Хоси Синъити . Сэмпё: (Критерии выбора). // В сб.: Сё:то сё:то-но хироба-1. (Пространство сё:то сё:то). Т. 1. Токио: Ко:данся, 1985. (На япон. яз.). С. 297–323. 3 Тамару Масатомо . Кадзоку сукурамбуру. (Борьба семейств). Токио: Сё:гаккан, 2015. 237 с. (На япон. яз.). 4 Тамару Масатомо . Сэнъя ития. (Тысяча и одна ночь). Токио: Сё:гаккан, 2016. 237 с. (На япон. яз.). 5 ТамаруМасатомо . Синрё:сё. (Клиника). Токио: Кинобуккусу, 2016. 269 с. (На япон. яз.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=