Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2

Секция 5 • Panel 5 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 248 образ идеальной героини был уже канонизирован. Авторы по сути создавали не героинь с реальными чертами характера, а переносили в свои романы образ идеальной кхмерской девушки из «Правил для женщин». В таких сборниках были описаны все нюансы: начиная от покорности и доброты, заканчивая нежным тихим голосом и легкой походкой. Часто авторы вводят дополнитель- ный женский образ, который противопоставляется образу идеальной героини. Изменения, которые происходят в обществе накладывают отпечаток и на образы героинь романов. Девушки становятся более активными, пытаются выстраивать свою жизнь самостоятельно: они учатся, работают. Однако при этом авторы демонстрируют, что именно женщины обычно подвергаются давлению. Часто подчеркивается бесправность девушек, их зависимость от общественного мнения и стандартов, принятых в обществе. Однако женские образы все еще максимально приближены к модели идеальной кхмерской девушки. Важным элементом системы персонажей кхмерского романа является антагонист главного героя. В традиционном романе его образ включал все возможные отрицательные качества, которые должны были оттенять характер главного героя. Очень часто в произведении не фигурирует имя антагониста, авторы определяют его в соответствии с должностью или же социальным статусом: чиновник, предприниматель, его превосходительство итд. Авторы первых прозаических произведений не индивидуализировали отрицательных персонажей, которые являлись неким абстрактным злом, которое противостоит добру, и в финале произведения терпит поражение. В современном романе образ антагониста может присутствовать только в некоторых частях произведения. К тому же стало возможным «исправление» отрицательного героя. К числу новаций в системе персонажей современного романа стоит отне- сти достаточно большое количество эпизодических персонажей, каждый из которых помогает раскрыть черты характера героя или способствует развитию сюжетной линии. В современных художественных произведениях практически отсутствуют развернутые описания природы, характерные для кхмерской литературы двад- цатого века. В тех немногочисленных случаях, когда авторы вводят такие описа- ния, они используют возвышенный стиль и большое количество санскритских лексических заимствований, что характерно для и классического романа. Эти описания — единственные примеры стилевого разнообразия в подавляющем большинстве современных романов. Все остальные части текста написаны в едином стиле. Речь и лексика героев всегда одинаковы, и не зависят от воз- раста, социального статуса и прочих факторов. Писатели активно используют в своих произведениях образы-символы, обычно основанные на кхмерской культурной традиции. Эти символы осно- ваны на разнообразных устойчивых ассоциациях, понятных любому читателю.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=