Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2

Секция 5 • Panel 5 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 250 sociocultural community. Without a holiday, a complex, harmonious worldview is impossible. It regulates correlation of the secular and sacred spheres of human existence. Calendar holidays of the Mongols are timed to the seasons changing. At the junction of winter and spring, according to the lunar calendar the New Year or Tsagaan sar is celebrated. Another important calendar holiday in Mongolia is nadam ( Naadam, Eriyn gurvan naadam — three games of men). It usually takes place in July and marks the beginning of autumn. All poetic works of the late 20 th and early 21 st centuries dedicated to the national holidays of the Mongolian people can be divided into three main parts. First, modern ritual verses accompanying corresponding traditional festive actions. Second, these are the texts of modern songs about Tsagaan sar and nadam . And, third, these are poems where holidays function as a theme or as a main motive. Keywords : Modern Mongolian poetry, holiday, celebration, concept. Петрова М. П. (СПбГУ, Россия) Концепт национального праздника в современной поэзии Монголии Ключевые слова: современная монгольская поэзия, праздник, праздно- вание, концепт Праздник является непременным составляющим элементом любой циви- лизационной системы. В трудах М. М. Бахтина праздник характеризуется как «очень важная первичная форма человеческой культуры» 1 . В этом феномене в максимальной степени отражаются как универсальные черты и особенности различных типов цивилизаций, так и особая специфика той или иной социо- культурной общности. Праздник в любой национальной культуре имеет очень большое значение. «Он представляет собой один из главных механизмов, посредством которых осуществляется действие такого ключевого по своей важ- ности социального интегратора, как система ценностей»,—пишет Я. Г. емякин 2 . Без праздника невозможно комплексное, гармоничное мировосприятие. Он регулирует проблему соотношения мирской и сакральной сфер человеческого бытия. Это средство восстановления гармонии, которая утрачивается в моно- тонном течении будней, это всеобщее приятие мира как целостности. Праздники и будни не могут существовать друг без друга, их чередование определяет ритм культурной жизни любого социума. «Каждый конкретный праздник, будь то 1 Бахтин М. М . Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Л., 1965. С. 11. 2 Шемякин Я. Г . Праздник как историко-культурный феномен: мир идеала и реаль- ность власти. www.homo.fizteh.ru (дата обращения 24.02.2018).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=