Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 157 опыту эпохи Чжоу (XI–III вв. до н. э.), воплощенному в установках древнего конфуцианства  1 . Политику в том же направлении продолжил и Ван Ман ( ⦻㧭 , 45 до н. э.—23 н. э.), уже фактически управлявший страноюв статусе регента при Пин-ди, а затем низложивший правящий дом и основавший собственную дина- стию Синь ( ᯠ , 8/9–25). Вставший на сторону Ван Мана, Ян Сюн сочтен одним из главных идеологов нового правящего режима [2; 199]. В этом смысле показа- тельно, что «Фа янь» был создан в период регентства ВанМана и официально пре- поднесен тому в качестве своего рода политико-этического наставления [9; 101]. «Чжу пинь фу» датируют периодом с 11 по 14 гг. н. э. [19, 373]. Следовательно, литературно-теоретические воззрения Ян Сюна не только находились в русле магистральных культурно-идеологических процессов того времени, но и имели определеннуюидейно-политическую злободневность. Не будем, пожалуй, боль- шим преувеличением сказать, что Ян Сюн впервые по-настоящему столкнулся с проблемой, ставшей в скором времени фундаментальной для национальной литературно-теоретической ифилософскоймысли,—что есть «истинная поэзия» как органический компонент духовных основ государственности. Итак, в литературно-теоретические взглядах Ян Сюна впервые для китай- ской литературно-теоретической мысли прослеживаются идеи конфуцианской классики как эталонной для текущего литературного творчества и неизбеж- ность деградации последнего в случае его отхода от этого эталона. В его собственном поэтическом творчестве состоялся эксперимент по созданию новой литературной формы, призванной возродить «поэтическую классику». Думается, мы имеем достаточно оснований для признания Ян Сюна родона- чальником концепта «возвращения к древней словесности». Список литературы 1. Алимов И. А., Кравцова М. Е. История китайской классической литературы с древности и до XIII века: поэзия, проза: в 2 т. СПб.: Петербургское востокове- дение, 2014. 1407 с. 2. Древнекитайская философия. Эпоха Хань / Сост. Ян Хиншун. М.: Наука, 1990. 523 с. 3.Духовная культура Китая: энциклопедия / Гл. ред. М. Л. Титаренко. В 5 т. [Т. 2:] Мифология. Религия. М.: Восточная литература, 2007. 869 с. 4. Духовная культура Китая: энциклопедия / Гл. ред. М. Л. Титаренко. В 5 т. [Т. 3:] Литература. Язык и письменность. М.: Восточная литература, 2008. 854 с. 5. Лисевич И. С. Мозаика древнекитайской культуры: Избранное. М.: Восточная литература, 2010. 1 Для религиозно-ритуальной сферы «воссоздание опыта Чжоу» вылилось в рефор- маторскую программу Куан Хэна ( ॑㺑 , ум. 30 г. до н. э.), окончательно реализованную при Ай-ди (на русском яз. см. [3; 480—481]). С правления Чэн-ди вели и активную деятельность по редактированию и унификации древних конфуцианских сочинений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=