Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 271 введены такие предметы, как «Моральное воспитание и жизнь», «Моральное воспитание и общество», «Идейно-нравственное воспитание», «Идеология и политика». [2, с. 368–370] И в рассказе, и в фильме роли учителя отводится большое внимание. Учитель проявляет свои лучшие качественные характеристики, преодолевает трудности и в финале выступает истинным героем. Что касается бытовых декораций, то тут нужно отметить, что режиссер представил весьма скромную спартанскую обстановку школы, что абсолютно соответствует описанию в рассказе. Ши Сяншэн в своем повествовании описы- вает школу как второй дом для учеников. Некоторые ученики, живущие очень далеко, оставались в школе на ночь. Школьное образование в Китае было платным вплоть до 2008 года. События в фильме, который вышел в 1999 году, происходят в конце 1990-х гг. А сам рассказ Ши Сяншэна вышел раньше фильма всего на пару лет — в 1997 году. Плата за обучение в тот период времени вносилась как в государственных, так и частных школах. В рассказе об этом упоминается, когда директор школы Ван принял решение не брать оплату с ученицы, чья семья находилась в трудном положении. Деревенские школы, которые не имели государственного статуса, существовали исключительно на средства населения и были преназначены для беднейших слоев. Описанная нами система самофинансирования школ, «основанных силами населения», существовала с конца 1950-х гг., подобные «народные школы» выступали в дополнение к государственным в условиях нехватки бюджетных инвестиций. [1, с. 146] Что касается пункта о достоверности воплощения в кинокартину достоинств литературного оригинала, то следует выделить следующий прием, который использовал режиссер Чжан Имоу. Он принял нестандартное решение задей- ствовать в экранизации непрофессиональных актеров. Ученика Чжана играл ученик Чжан, учительницу Вэй играла сама Вэй, старосту деревни играл сам староста и. т. д. На наш взгляд, режиссеру удалось тем самым добиться эффекта «легкой документальности». Сравнив произведение и его экранизацию, можно сделать вывод о том, что главная ценность обоих произведений заключается в идейно-нравствен- ной тематике и обращение к весьма социально значимой проблеме того вре- мени — начальному образованию на селе. Как отмечает исследователь А. С. Рубцов, «познание через кино и теле- видение учит молодых людей искать в образах, представленных фильмами и телепередачами, воплощение идей и мыслей, разносторонне оценивать и осмысливать героев экрана, находить в них черты образца для своего пове- дения и своих действий». По мнению специалистов, удачные экранизации обладают не меньшим воспитательным эффектом, чем сами произведения. [3, с. 112–114]

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=