Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 295 автобиографии представляет интерес с разных точек зрения: социофилософ- ской, историко-культурной, психологической, литературоведческой, лингви- стической. Автобиография—это своеобразная микромодель культуры, где вся совокупность исторических, культурных, литературных и языковых условий собирается в точке сингулярности, которой является личность писателя. Без- условно, писательская автобиография, как и всякая другая разновидность текстов этого жанра, является живым свидетельством о прошлом, бесцен- ным источником для изучения разных аспектов истории, языка и культуры. Однако в центре внимания автобиографии всегда оказывается обобщенный, интегральный образ «я» писателя, основные этапы его пути к самому себе, к самопознанию и постепенному открытию «я» в контексте макровремени человеческой жизни. В фокус российских исследований автобиографии современных китайских литераторов попадают нечасто и, как правило, в качестве вспомогательного инструмента репрезентации творчества писателей, что говорит о недооценке масштаба такого явления как автобиография, недопонимании его места и зна- чения в литературном процессе Китая. То же самое до недавнего времени было характерно и для ученых в Китае. Исследование автобиографии в китайском литературоведении началось значительно позже, чем на Западе — лишь в 1980-х гг. Причина этого кроется в укоренившейся традиции считать автоби- ографию не самостоятельным жанром, а лишь составной частью произведений других жанров. В связи с этим долгое время наблюдалась сравнительно слабая изученность этого вопроса даже в Китае. В современном китайском литературоведении конца ХХ — начала ХХI вв. ощущается стремление «наверстать упущенное». Сегодня писатель- ской автобиографии уделяется достаточно пристальное внимание, и в поле зрения исследователей попадает широкий круг не решенных ранее задач. Китайские ученые предпринимают усилия установить/ уточнить временные границы явления (Ван Вэй ⦻㮷 , Ван Бэйбэй ⦻䍍䍍 , Го Сяоин 䜝ሿ㤡 ), определить истоки и источники жанра современной автобиографии (Ян Цзыцзян ᶘᆀ⊏ , Сюй Пэнсюй ᗀ呿㔚 ); показать этапы становления и раз- вития (Цзинь Хунъюй 䠁ᆿᆷ ), исследовать повествовательные модели (Се Чжаосинь 䉒ᱝᯠ ) и способы репрезентации авторского «я» (Чжу Сюйчэнь ᵡᰝᲘ , Дун Сюань 㪓䖙 ). Комплексное изучение содержательных и пове- ствовательных структур текста автобиографии предпринято в монографиях японского ученого Каваи Кэндзо ᐍਸᓧй (акцент на древних формах автобиографических текстов)  1 и китайского исследователя Лю Хайся ࡈ ⎧ 1 ѝഭⲴ㠚Ր᮷ᆖ [Каваи Кэндзо. Китайская литературная автобиография] / ᐍਸ ᓧй㪇 // 㭑⇵ 䈁 ѝཞ㕆䈁ࠪ⡸⽮ ᒤ 亥

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=