Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 395 Словом, если историюмарксист М. Н. Покровский в 1920-е гг. назвал «поли- тикой, опрокинутой в прошлое», то тему семьи в романе Чэнь Чжунши сегодня, как нам кажется, уместно назвать «конфуцианством, опрокинутым в настоящее». Тема «человек и история» «Равнина белого оленя» — масштабный и многоплановый роман, кото- рый охватывает как обширный исторический материал, так и широкий спектр философско-культурных аспектов. Недаром его называют китайским эквивалентом «Ста лет одиночества». Равнина белого оленя — своего рода эквивалент маркесовского Макондо, или же фолкнеровской Йокнапатофы. Качественное отличие романа Чэнь Чжунши от «Ста лет одиночества», на наш взгляд, в том, что Чэнь Чжунши, как и, например, Мо Янь в его романах «Большая грудь, широкий зад» и «Устал рождаться и умирать», привносит в пространственный компонент хронотопа элемент реальной географии. Временн а̀ я же составляющая хронотопической организации романа скла- дывается из соотношения традиционного уклада жизни на равнине и стреми- тельного течения истории за ее пределами. Нельзя сказать, что мы видим все исторические события глазами Бай Цзясюаня, ведь роман написан от третьего лица, однако Бай Цзясюань, практически весь роман не покидавший равнину, становится свидетелем всех изломов китайской истории первой половины ХХ века. Можно сказать, что Бай Цзясюань как бы сливается с равниной, олицетворяет ее. Равнина — его дом, здесь живет его семья. Можно говорить, что как в китайском иероглифе ᇦ сливаются понятия «дом» и «семья», так и в хронотопе дома-семьи Бай Цзясюаня сливаются время и пространство. Бай Цзясюань, как глава семьи и старейшина рода, выступает носителем «традиционного» ощущения времени, противопоставленного внешнему поступательному развитию истории. При этом пространственно — и дом, и род, и семья Бай Цзясюаня — расположены на Равнине белого оленя. На примере Бай Цзясюаня мы также видим, что история в романе нетота- литарна: когда в деревне в середине1920-х создали крестьянский союз, Бай Цзясюань, собираясь женить среднего сына, сказал: «Он  1 пускай делает свою революцию, а мы будем заниматься свадьбой, революция нас не касается». [ 䱸 ᘐᇎˈ ˈ с. 203] Бай Цзясюань не участвует в истории, она ему не нужна, его поведенческие установки не имеют к истории, столь знакомой китайскому читателю по «красной классике», никакого отношения. Список литературы 1. Родионов А. А. Лао Шэ и проблема национального характера в китайской литературе ХХ века. СПб., 2006. 1 Подробнее об этом см. [Родионов, 2006, с. 76–77]

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=