Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 397 Синецкая Э. А. (ИВ РАН, Россия) «Культурная революция» и литература КНР Ключевые слова: « культурная революция», «литература ран и шрамов», «грамотная» молодежь, Движение 4 мая, «литература нового периода» Итак, в 1977 году «культурная революция» закончена. Дэн Сяопин иници- ировал кампанию, получившую название «Пекинская весна». В ходе неё была разрешена открытая критика «культурной революции». Лишенные голоса и возможности высказаться вскоре получили шанс поведать всем о своем страшном опыте. И «первой ласточкой» стал рассказ «Шрамы» Лу Синьхуа. Это произведение отчасти и дало название целому направлению китайской литературы, пытавшейся проговорить феномен «культурной революции»  1 . Но еще ранее этого в издательстве «Шанхай вэньи» начали набирать сборник эссе «грамотной» молодежи. Сборник печатался долго (с 1975 по 1977 год), но «за эти два года произошли значительные изменения, многие мысли из тех эссе уже не соответствовали времени, а потому сборник пошел на маку- латуру, только каждому автору выслали по экземпляру на память»  2 . Именно трагический опыт «культурной революции» стал главным импульсом к началу литературного творчества для поколения, чья отрочество и юность совпали с этим «фанатичного, подавляющего естественные человеческие чувства, корежащего судьбы» периодом  3 . В своем автобиографическом рассказе «Эпоха отшельничества», посвященном «переобучению» в деревне, Ван Аньи рассуждает: «В ту эпоху молодежь поголовно загорелась идеей с помощью литературного творчества выразить свои мысли и чувства. У этого, в общем, было две причины. Первая заключалась в том, что это молодое поколение испытывало уныние и тоску, его будущее было туманным, и эта „туманность“ была не такой, как во времена 4 мая, когда все слепо блуждали, и не знали, что же выбрать и что решить. Тут уже дело было в том, что никакого выбора не стояло, люди оказались бессильны.» «Вторая причина, — продолжает Ван Аньи, — заключалась в том, что литература стала единственной формой личной свободы, доступной молодежи, у которой не было других возмож- ностей, это была та сфера, в которую не так сильно вмешивалась политиче- ская власть. Поэтому то время стало настоящей литературной эпохой, почти 1 https://eksmo.ru/news/3152125. 2 Ван Аньи. Иньцзюй дэ шидай (Эпоха отшельничества) // Ван Аньи. Иньцзюй дэ шидай (Эпоха отшельничества). http://book.kanunu.org/book3/6956/136729.html ; 1.02.2018. 3 Юй Хуа . Десять слов про Китай / Хуа Юй; пер. с кит. Р. Г. Шапиро. М.: Астрель, 2012. 220, [4] с. 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=