Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2

Секция 5 • Panel 5 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 196 неграмотный, однако, все признают меня за человека, —возразил я. —Неужели вы, в самом деле, считаете, что человеком можно стать лишь после того, как овладеешь грамотой?!» [1, с. 49]. В продолжение этого диалога вновь возникает спор между собеседниками. И после долгого обсуждения они приходят к следующему выводу: «Ведь гра- мотный человек отмечен богом, а неграмотный — все равно, что животное или птица!» [1, с. 50]. Конфуцианская идея о том, что каждый человек должен понять, что он создан не для того, чтобы только есть и спать, а, прежде всего, всеми силами он должен стремиться стать мудрым, стала жизнеопределяющей для многих корейцев средневековой эпохи. Вполне естественно, что значение воспитания и, конечно, образования подчеркивалось во многих литературных произведениях эпохи Чосон. При этом важно отметить, что недостойным поведением и невежеством в первую очередь отличались персонажи необразованные и невоспитанные. Даже кра- сота, дарованная Небом, не воспринималась как нечто ценное и прекрасное, если человек был неучем. Также в средневековой Корее считалось, что образованным людям, даже если они не очень богаты, окружающие будут оказывать разные услуги, сочтя за честь помочь ученому человеку. Печать образованности, по мнению средневековых корейских литераторов, являлась своего рода социальным пропуском, в том числе и при знакомстве с молодыми особами и при устрой- стве своей семейной жизни. В связи с этим интересны рассуждения старого министра из романа «Облачный сон девяти» (XVII в.) о том, какого жениха выбрать для своей дочери. В конечном итоге после долгих раздумий министр решил выбрать жениха из числа образованных людей. Отца невесты не смущает ни возраст молодого человека, ни его простое происхождение, т.к. определяющим фактором стала образованность будущего зятя: «Пока что он всего лишь сдал экзамен, но все считают его первым талантом нашего времени» [7, с. 290]. Интересны здесь и рассуждения героев (молодого ученого и старухи) романа XIX в. «Сон в нефритовом павильоне». В монологе старухи очевидна идея о том, что человек, не имеющий достаточной учености, оказавшись в любой жизненной ситуации, не может заслуживать уважения и почтен- ного к себе отношения. «Девицы — те в закрытых, четырехъярусных тере- мах, — объясняет молодому человеку старуха. — Посули этим хоть гору золота или шелку, но если ты неуч, в стихах не понимаешь, — тебе их не видать. Зато человека ученого, благородного и без гроша примут с почте- нием» [6, с. 46]. Появление темы образования в корейской классической литературе привнесло в нее не только новые идеи и сюжеты, но и новую систему пер- сонажей. И само понятие «идеала» в литературе периода Чосон могло было

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=