Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2

Секция 5 • Panel 5 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 200 Интересно, что тигр отказался от такого ужина. Объяснения были очень простые. По словам тигра, даже те знания, которыми обладал ученый, не соот- ветствовали истинному положению вещей в природе, а конфуцианец, помимо всего, прочего еще и хвастался своим невежеством. «Оттого наверняка мясо у него жилистое, жесткое и вряд ли хорошо переваривается, — сказал тигр» [3, с. 529]. Как и многие ученые того времени, герой произведения «Отповедь тигра» ограничивался рамками книжной премудрости, отказавшись от сферы постижения закономерных начал реальных вещей. Другая важная мысль, которую пронес в своих произведениях Пак Чивон, — это истинная добродетель. Представив одним из своих героев ста- рика Ома, который чистил выгребные ямы и развозил навоз, автор назвал его по-настоящему добродетельным человеком и совершенным мужем, потому что старик занимался полезным делом, не гонялся за чинами и терпел все невзгоды, даже не помышляя позавидовать кому-либо или украсть что-либо. Именно поэтому рассказчик предпочел общение со стариком, чем с почтенными людьми из знатных семей, которые всю жизнь думали о богатстве и о госу- дарственной службе. В этой связи интересно произведение Сон Хёна , в котором рассказыва- ется история девушки, выбирающей себе жениха. Еще сто лет назад, в XIV или XV вв., героиня обязательно бы остановила свой выбор на образованном человеке, не заботясь о его материальном статусе. Теперь же литература дает другие примеры. Девушка не выбрала жениха, достоинством которого были образованность и умение сочинять стихи. При этом ответ-отказ она дала ему в стихотворной форме, что в свою очередь дает основание думать, что девушка сама получила хорошее образование и, может быть, понимая на собственном примере, что это не приносит благополучия и счастья, решила выбрать в мужья другого, у которого были благополучие и жизненные навыки. Через своих персонажей авторы художественных произведений пытались донести до читателя идею о том, что бездумное заучивание конфуцианских канонов и слепое подражание китайским образцам не приносит пользы, а только губит истинную природу человека. Именно об этом пишет Пак Тусе (XVII в.): «Если помыслы твои обращены к нравственному совершенству, то никакая высокая должность не сможет совратить твою душу. Помышляя же о чинах и богатстве, избежать этого невозможно. Эти слова закон для человека. А так называемое абсолютное познание истины при помощи чтения книг разве дает естественным наукам возможность познать человека, живущего в этом мире?» [1, с. 60]. О достоинствах настоящего мужчины и совершенного мужа рассуждает и молодой супруг в новелле «Первый день новобрачных». Поучая свою жену, он пытался ей объяснить, что стремление к приобретению имущества — это показатель невоспитанности и необразованности. Достойным уважения можно

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=