Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2

Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 201 стать, лишь подавив в себе все низменные страсти и четко следуя правилам поведения. Однако и в этих условиях государство продолжало уделять внимание системе образования и воспитания, считая их залогом будущего процвета- ния. Сложившаяся ситуация заставила правительство пересмотреть содер- жание государственного образования, систему просвещения и воспитания в стране. Многие ученые вынуждены были пересмотреть и расставить свои приоритеты, чтобы заняться изучением достижений науки и техники, так нужных и полезных народу, а не только классической китайской фило- софией. В художественной литературе стали появляться некие подобия рассужде- ний о роли и значении науки для общества, о пользе и никчемности тех или иных наук. Данная тенденция совпадала с учением древних мудрецов о том, что знание можно считать законченным, завершенным, когда оно воплощается в жизнь, и что немаловажно, необходимо самому постичь и проделать все это. Лишь после этого возможно истинное знание. В XIX в. общественная мысль в Корее значительно продвинулась вперед, последовательно продолжая традиции учения Сирхак. В научных исследова- ниях того периода главным направлением была систематизация всего комплекса знаний, полученных в различных областях науки и техники. Роль образования и реальных знаний стала велика как никогда. Героями литературных произве- дений выступали все больше люди образованные, уже имеющие определенные звания и должности или стремящиеся к ним. Вот, например, как описывает желание молодого человека учиться Ким Чегук в произведении «Запись о том, что случилось между семействами Ни и Ким»: «К тому же есть у меня одно твердое намерение: поучиться годика два-три, выдержать экзамен, а потом уже и жениться можно» [2, с. 117]. Итак, на протяжении всего периода Чосон литература играла роль связу- ющего звена между процессами, происходящими в обществе, и читателями, как членами этого общества. Все, что происходило в стране, тут же находило отражение в литературных произведениях, которые заставляли общество изме- нить или усовершенствовать то, что не отвечало требованиям времени. Люди должны были приобщиться к образованию, чтобы иметь возможность читать литературные произведения и иметь возможность выразить свои надежды и чаяния. Отражение идей образованности и учености в литературе носило ярко выраженный системный характер, что дает все основания говорить о том, что появление этой проблематики в корейской средневековой литературе не было стихийным явлением, а носило вполне осознанный характер. Как следствие формирования особой нравственно-этической функции образования и учености в литературе сложилась новая система главных пер-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=