Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2

Секция 5 • Panel 5 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 228 в частности труды экзистенциалистов, заставившие людей задуматься над проблемой человека, его индивидуального существования, смысла жизни. Экзистенциализм, в центре которого стоит отчуждение личности от обще- ства, оказал значительное воздействие на литературу многих стран мира, не стала исключением и корейская литература. Обращение корейских писателей к западной литературе, философии, в частности к экзистенциализму, не было случайным явлением, оно было обусловлено закономерностями исторического развития Кореи и мира, отразившимися в тенденциях литературного процесса. Экзистенциализм, первоначально пришедший в корейскую литературу из Японии, а затем непосредственно с Запада, нашел здесь необходимые обще- ственные предпосылки и потребности. В результате исторических катаклизмов в Республике Корея во второй поло- вине XX в. (война 1950–1953 гг., политические убийства, экономический спад и рост безработицы, разгул преступности и т. д.), которые привели к выводу о бессмысленности традиционных взглядов на историческое развитие, было весьма закономерным появление чувства одиночества и безысходного бессилия человека перед лицом вечности. Так корейская интеллигенция, озабоченная про- блемами культуры, путями ее развития в технократический век, обрела опору в экзистенциалистской философии, которая постаралась объяснить причины неустроенности человеческой жизни, неустойчивого положения «простого человека» в обществе, выявила протест против массовой гибели людей в войнах, нивелирования личности, невнимательности к ее страданиям. Несмотря на то, что в экзистенциализме, как и других направлениях философии, проявляется национальная специфика, он имеет общий исходный принцип: в ее центре одинокий человек с крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием. Для многих литераторов Республики Корея, участвовавших в гражданской войне (1950–1953) и оказавшихся перед лицом смерти, наступила пора творче- ского поиска — «во второй половине 50-х гг. XX в. многие поэты и писатели, преодолев в своем творчестве романтическую направленность, обратились к философии экзистенциализма» 1 . Понятия абсурдности, отчужденности, свободы привлекали всех потрясенных войной и не находивших возможности существовать в состоянии отчаяния: «философия и литература французского экзистенциализма <…> захватила духовный мир литературной молодежи Кореи» 2 . Идеи экзистенциализма заставили корейских писателей уделить особое внимание художественному исследованию трагического мироощущения личности в обществе отчуждения и самоизоляции индивида. В их произведе- 1 Нам Гихёк . Хангук чонху сиый хёнсонгва чонгэ: 1950 нёндэый хангук симунхакса. Хангук хёндэ симунхакса. (Становление развитие корейской поэзии в послевоенный период 1950 гг.) / История современной корейской поэзии. Сеул. 2005. С. 180. 2 Там же. С. 175.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=