Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2

Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 261 вей, в широком смысле этого слова всегда наделена была геополитическим содержанием. Особенно ярко геополитический смысл православной миссии, как внутренней, так и внешней, проявлялся пограничном Дальневосточном регионе, где российские цивилизационные основы не были крепки и нуж- дались в постоянной идеологической поддержке и обосновании со стороны «духовного ведомства». В связи с этим литературно-исторические труды православных деятелей, работавших на Дальнем Востоке, как российском, так и зарубежном, традиционно включали в себя элемент геополитических размышлений. Не стало исключением и сочинение о. Феодосия (Перевалова) «Российская духовная миссия в Корее за первое 25-летие ея существования (1900–1925 гг.)», написанное к 25-летию православной миссии в Корее и опу- бликованное в Харбине в 1926 г. Наличие размышлений политического характера в этом сочинении связано и с тем, что оно было написано сразу после завершения революционного про- цесса в России, в условиях наводненного русскими эмигрантами Дальнего Востока. В революционном и военно-политическом процессе после 1917 г. всем приходилось позиционировать себя, определять свою позицию и отношение к политическим процессам, событиям, организациям, деятелям. В связи с этим, даже такое, казалось бы далекое от политики, сочинение, как труд о. Феодосия, также включило рассуждения автора по актуальным политическим событиям. О. Феодосий (в миру Федор Иванович Перевалов) (1875 - 1933), в очень сложное время, в 1917 году, был назначен в Корею заведующим Духовной миссии1, в 1920 г. был утвержден в должности начальника этой Миссии, а 5 марта 1923 году был возведен в сан архимандрита архиепископом Япон- ским Сергием в Воскресенском соборе города Токио, «с оставлением при тех же обязанностях начальника Миссии» 2 . В 1930 году обратился к архиепископу Японскому Сергию с просьбой освободить его от должности начальника миссии, что и было удовлетворено в июне того года. С согласия владыки пере- ехал в июле Токио, где служил в Токийском Воскресенском соборе, окормляя местных русских эмигрантов. Скончался от воспаления легких в ночь на 23 января 1933 года в Токио, погребен на токийском кладбище Дзоосигая. Полное название труда о. Феодосия (Перевалова): «Российская духовная миссия в Корее за первое 25-летие ея существования (1900–1925 гг.). Краткий исторический очерк с приложением статистических данных о вероисповедании корейцев». Работа над довольно объемной рукописью (176 страниц текста) социологии религиозно-гражданской жизни. СПб., 2003; Duncan P. J. S . Russian Messianism: Third Rome, revolution, Communism and after. London, NY: Routledge, 2000. 1 К моменту этого назначения он уже имел опыт работы в этой Миссии — с 1906 по 1911 гг. служил в ней в качестве регента и учителя пения. 2 О. Феодосий (Перевалов). Российская духовная миссия в Корее за первое 25-летие ея существования (1900–1925 гг.). Харбин: Тип. Свящ. Н. Кикловича, 1926. С. 118.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=