Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2

Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 267 начавшееся выборное начало может быть даже и похвально (не беремся судить)» 1 , то об Октябрьской революции и ее последствиях он говорит в гораздо боле резких выражениях. Стоит отметить, впрочем, что ни в том, ни в другом случаях мы не видим апелляции к авторитету и ценностям традиционной старой самодержавной общественно-политической системы, иными словами, о. Феодосий предстает в своей работе, как весьма прогрессивный и здравомыс- лящий представитель российского общества и Православной церкви, вполне адекватно воспринимающий неизбежность изменений, но выступающий против насилия и беззакония. Горечь руководителя Миссии, брошенной на произвол судьбы и оказав- шейся без поддержки государства и Церкви, звучит в словах о. Феодосия: «Русская революция, разыгравшаяся во всю, давала себя чувствовать не только в пределах отечества, но и здесь, за границей, ибо русские люди, случайно оказавшиеся за рубежом своей отчизны, обречены были на всевозможные лишения, до нищенства включительно. Особенно это ярко выразилось со времени водворения коммунистов в России, этих ярых врагов веры и народ- ности русской, когда весь здоровый мыслящий элемент выброшен был за борт…В это-то беспринципное, ужасное по последствиям время иеромонаху Феодосию пришлось нести на своих плечах нелегкое бремя по управлению Миссией…» 2 С другой стороны, он прекрасно понимал, и эта мысль звучит в тексте произведения, что, несмотря на катастрофическую нехватку средств, голод и ряд других проблем в это время, Миссия оказалась в гораздо более удачном положении, чем духовенство в России 3 . В период Гражданской войны в связи с децентрализацией российского государства «Миссия оста- лась совершенно одинокой, изолированною от высшей церковной власти, без всякой видимой поддержки не только материальной, но и нравственной» 4 . Отношения сохранялись только с Владивостокской епархией, и то «време- нами», когда город находился во власти «белых», но сношения эти «были частичны, непродолжительны, часто прерывались из-за всякого рода перево- ротов и недоворотов политических, возникавших то со стороны «красных», то — «белых», то — «зеленых», то еще каких-то партий, коим несть числа» 5 . Примечательно, на наш взгляд, в этих словах автора —очевидная усталость от революционных, военно-политических событий, демонстративная политиче- ская индифферентность, и, собственно — отсутствие какой-либо выраженной политической позиции. 1 Там же. С. 116. 2 Там же. С. 118. 3 Там же. С. 121. 4 О. Феодосий (Перевалов). Указ.соч. С. 127. 5 Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=