Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2

Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 271 зверей, способен отогнать скверну, а главное — защитить императорский дом. Именно поэтому, когда в Японии в эпоху Нара (VIII в.) или в начале эпохи Хэйан (IX–XII вв.) стали появляться комаину , они считались, прежде всего, сакральными животными, стражами императорского дворца, защитниками трона. Хотя их нередко использовали и в качестве утяжелителей для ширм и бамбуковых штор. В Японии произошло и некое переосмысление имени этих стражей. Если в Китае это однозначно были львы, то в Японии процесс подбора имени проис- ходил постепенно. В первой половине XII в. был написан трактат «Руйдзюдзо- ёсё», состоящий из четырех свитков. В этом трактате были помещены правила поведения чиновников во время церемоний в императорском дворце, а также достаточно подробно описаны предметы быта, убранство дворца, костюмы придворных. Сохранилось и такое важное в свете нашей проблематики описа- ние: «Слева, обращенный направо — лев, цвет желтый (золотой), рот открыт. Справа, обращенный налево — комаину , цвет белый (серебряный) рот закрыт, есть рожки» 1 . То есть одна из статуй понималась как китайский лев, а другая как некое фантастическое животное, смесь собаки и льва. Здесь следует отметить, что с течением времени это разделение не исчезло. Китайский лев сиси и в современной Японии остается самостоятельным благопожелательным символом, к которому относятся с большим почтением, особенно в дни новогодних праздников, когда все непременно хотят увидеть танец льва— сисимай , чтобы заручиться расположением богов в наступающем году. А за стражами ворот, обозначающих территорию синтоистского храма, закрепилось название комаину . Очевидно, что комаину представляют большой интерес с точки зрения раз- вития каменной храмовой скульптуры в Японии, а также истории синтоистских храмов. Но такое же важное значение приобретают японские народные легенды, в которых комаину оказываются главными персонажами. Нельзя сказать, что эти легенды получили чрезвычайно широкое распространение и сложены обо всех известных каменных изваяниях, но даже те тексты, которые доступны, четко отражают народные представления о предназначении этих животных. В части народных историй каменные изваяния представали в образе чудесных дарителей-судей, которые с легкостью могли обогатить добрых и трудолюбивых героев и наказать злых и жадных. Бытовали народные рас- сказы о том, что каменные изваяния комаину даровали богатство — этим нередко пытались объяснить, в том числе и то, почему у одного изваяния всегда открытая пасть — из нее могут сыпаться золотые монеты. Истории такого рода не отличались особой оригинальностью, поскольку на месте каменных комаину могли оказаться многие другие персонажи, понимаемые в фольклоре 1 Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=