Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2

Секция 5 • Panel 5 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 270 Садокова А. Р. (МГУ, Россия) Каменные стражи ворот- комаину в японском фольклоре Ключевые слова: стражи ворот, каменные изваяния, храмовые легенды, мифологические герои, боги- защитники Среди атрибутов японских синтоистских храмов всегда привлекают внима- ние сидящие по обе стороны от входа на храмовую территорию каменные изва- яния удивительных, почти фантастических животных. Это комаину — «соба- кольвы», непременные стражи ворот, защитники добра и спокойствия. «Лица» этих парных изваяний, представленных в разных храмах Японии, поражают своим разнообразием. Несмотря не то, что их морды, если исходить из названия этих животных, должны напоминать некую смесь собаки и льва, они зачастую похожи то на дракона, то на птицу или лягушку, а могут даже иметь почти человеческие лица. Некоторые из них как бы мохнаты, другие—с совершенно гладкой шерстью. Отличаются и хвосты: от пушистых с причудливыми завит- ками разной формы и горделиво поднятых вверх до длинных, гладких, похожих на обезьяньи. Интересны и позы этих фантастических животных. В основном они просто сидят, но есть немало изваяний комаину , которые лежат, спуска- ются по отвесной скале или дереву, готовятся к прыжку или будто прячутся в засаде, поджидая добычу. Обычно стражи- комаину располагаются на постаменте слева и справа от входа и практически всегда имеют устрашающий вид. При этом у одного из них пасть открыта, а у другого закрыта. Это не случайность, а глубокая фило- софская мысль. Тот, который сидит с открытой пастью, будто читает первый знак японской азбуки, восходящей к санскриту, — «а», а тот, который сидит с закрытой пастью, будто читает последний знак азбуки — «ун», произноси- мый просто как короткое «н». То есть между ними как бы расположилась вся японская азбука, от начала и до конца, своего рода «от А до Я». А значит, весь мир, все мироздание, единение двух противоположных начал. У каменных японских стражей есть дальние и близкие «родственники». Так, японский исследователь Такуки Ёсимицу проводит мысль о том, что предками комаину могут считаться египетские сфинксы, которые, проникнув в Китай по Шелковому пути, трансформировались в фантастических львов сиси , нередко больше напоминающих драконов 1 . Китайские львы, изобра- жаемые в основном с открытыми ртами, в свою очередь, оказали большое влияние на японскую культуру. В Японию проник не только сам фантастиче- ский образ этих животных — японцы, как и китайцы не видели никогда до этого настоящего льва — но и представление о том, что лев, будучи царем 1 Такуки Ёсимицу. Комаину кагами (Отражение комаину ). Т., 2006. C. 18.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=