Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Секция 3 • Panel 3 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 312 обряд, изображенный в рассказе, оказывается последним, а бирка — и это органично магистральной идее произведения — постепенно словно бы «рас- сыпается песком». Мотив смерти, символом которого оказывается завернутый в тряпье мертвый младенец на дороге, приобретает к финалу рассказа мощное звучание, объединяя обреченных — и неизбежно погибающих — героев. Представленные на самобытном национальном материале события в рассказе «Суета» становятся вместе с тем проекцией на историческое сплетение судеб народов и культур в XX веке, потрясшем основы мироощущения человека в крушащем его судьбу мире; «бамбуковый лес» выступает философским символом уединения (и возможного спасения), недооцененного в «суете» повседневных страстей. Мотивная структура рассказа Лу Минь «От имени отца» (пер. А. Холевой), в котором повествование ведется от первого лица, строится на воспоминании героини об умершем двадцать лет назад отце. Обряд сжигания бумажных денег, восходящий к древним китайским верованиям, в прологе рассказа показан на фоне диалога героини с дочерью, задающейся вопросом о назначении обряда. И здесь актуализируется сдержанный и одновременно яркий фило- софский посыл: «Мертвым не суждено узнать об этом, как и живым не дано познать небеса»  1 . Противопоставление двух миров, связанных друг с другом непостижимыми и невидимыми связями, организует художественное время и пространство рассказа. При этом важным и актуальным в современном куль- турологическом дискурсе приемом оказывается исповедальная авторская инто- нация, позволяющая потенциальному адресату оказаться словно бы в личном пространстве адресанта коммуникации. Противоречивые отношения дочери и отца, поданные через призму подробных воспоминаний, сообщают вечной проблеме «отцов и детей» конкретное содержание. Болезненные переживания героини в процессе взросления из-за отношений с отцом, соотносимые с их оценкой той же героиней, но достигшей «взрослости», с высоты лет, усложняет хроникальную динамику повествования. Фрагментарность, обособленность ситуаций-воспоминаний, объединенных вокруг образа отца героини, склады- ваются в глубоко личную и эмоционально насыщенную картину внутренней жизни личности. Документальные детали, выводящие повествование из сферы художественного в пространство настоящего, «непридуманного» мира, уси- ливают ощущение «стирания» демаркационных линий между реальностью произведения и реальной действительностью. Такая безусловно актуальная для начала XXI века стратегия художественной типизации универсальна, выходит за пределы собственно национальных парадигм, и это особенно важно в контексте понимания направленности современной межкультурной коммуникации. 1 Минь Л . От имени отца / Лу Минь / Нёман № 10. 2014. С. 68.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=