Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Секция 3 • Panel 3 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 314 Отметим, что при достаточной степени изученности жанров китайской классической прозы стараниями Б. Л. Рифтина  1 , К. И. Голыгиной, А. Н. Жело- ховцева, Д. Н. Воскресенского, О. Л. Фишман, Н. М. Устина и других извест- ных китаеведов прозаические жанры современной литературы периода 1919–1949 годов изучены значительно меньше. С нашей точки зрения, здесь можно отметить лишь исследование жанра саньвэнь ( ᮓ᮷ ), предпринятое В. С. Аджимамудовой  2 и жанра баогао вэньсюэ ( ᣕ੺᮷ᆖ ), о котором писала С. Д. Маркова  3 . Проза ( ሿ䈤 сяошо, буквально — малые речи, может быть, речи малых людишек, перевод К. И. Голыгиной) как один из двух основных типов литературного творчества традиционно рассматривалась в Китае как нечто низкое по сравнению с высокой поэзией. И. С. Лисевич очень образно сказал по этому поводу: «Обращение к сяошо …уведет читателя в область литературы презираемой, лежащей за пределами словесности вэнь. Произведения сяошо находятся как бы вне сферы мирового словес- ного узора — недаром же первым составным элементом термина стал иероглиф сяо — «малое», «незначительное», «ничтожное»»  4 . Но при этом ««Низменная» сюжетная литература «второго сорта», с ее образностью и конкретикой, пользовалась неизменной популярностью»  5 . Понятно, что в китайской литературной иерархии прозаические жанры традиционно стояли ниже поэтических. В литературном процессе начала ХХ века под влиянием западной культуры и фундаментальных перемен в национальной литературе возникло явление, получившее название литературной революции. 1 Рифтин Б. Л. Жанр в литературе китайского средневековья. — Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1995; Голы- гина К. И. Китайская проза на пороге средневековья. Мифологический рассказ III–VI вв. и проблема генезиса сюжетного повествования. М., 1983; Голыгина К. И. Новелла средневекового Китая. Истоки сюжетов и их эволюция. М., 1980; Голыгина К. И . Теория изящной словесности в Китае ХIХ — начала ХХ в. М., 1971; Желоховцев А. Н . Хуабэнь — городская повесть средневекового Китая. М., 1969; Воскресенский Д. Н. Некоторые особенности плутовской повести в Китае. Филологические науки. 1966, № 1; Воскресенский Д. Н . О характере комического в китайской повести — бурлеске. Жанры и стили литератур Дальнего Востока. М., 1968; Фишман О. Л. Три китайских новеллиста ХVII–ХVIII вв.: Пу Сунлин, Цзи Юань, Юань Мэй. М., 1980; Устин Н. М . Пу Сунлин и его новеллы. М., 1981. 2 Аджимамудова В. С . Юй Дафу и литературное общество «Творчество». М., 1971. 3 Маркова С. Д . Китайская поэзия в период национально—освободительной войны. 1937–1945. М., 1958. 4 Лисевич И. С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979, С. 176. 5 Там же. С. 185.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=