Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Секция 3 • Panel 3 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 376 тяжести и трагедии, обладают духовной глубиной и напряженностью. Ван Цзясинь взмахом кисти воссоздает похожую на свою эпоху русского поэта, рассуждает об основах поэтического творчества сурового времени. В данных стихотворениях заметна классическая тема дружбы, харак- терная для китайской поэзии. «Баллада о Вакарино» — это обращение к Б. Пастернаку, также это стихотворение надежды. Все в этом стихе символично: образ свечи в темноте, как символ надежды на тихую и спокойную жизнь. Свеча является центром мира лирического героя, ее пламя легко погасить, но оно противостоит морозу зимней ночи. Данный образ является реминис- ценцией на строчки стихотворения главного героя романа «Доктор Живаго» Б. Пастернака: Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. В основе данного четверостишия лежит антитеза огня и льда, которые явля- ются противоположными ипостасями одной стихии. В стихотворении китайского поэта ярким является образ волчьей стаи, который символизирует зло, полити- ческий режим; волчий вой как угроза нависает над поэтом. Единственным ори- ентиром в пространстве является символическая свеча —надежная опора веры и надежды. Оба стихотворения объединяет одна идея — идея противостояния жизненным бурям, как внешнего мира, так и внутреннего. Ее раскрытию служит кольцевая композиция и эмоциональная окраска произведения. В стихах Ван Цзясиня часто встречается слово « ᢯ਇ » (выдержать, выстоять, пройти через что-либо, терпеть). В «Последнем лагере» (« ᴰਾⲴ㩕ൠ », 1990) есть строчка с этим словом: «…орел / Это он отвечает за гарантию одиноче- ства », в «Пастернаке»: « Только выстоять, выстоять », в поэме «Слова» есть « Это их тайное пламя терпения ». Помимо этого у Ван Цзясиня встречается еще много синонимов слова « ᢯ਇ »: « ࠶ᣵ » — разделить ответственность, частично взять на себя ответственность, « ᗽਇ » — терпеть, выдерживать, « ඊᤱ » — упорствовать, настаивать. В стихотворении «Баллада о Вакарино» есть такое предложение: « Как мы можем писать? / Когда язык не может разделить тяжесть / Вещей… ». Чувство ответственности присуще духовному миру Ван Цзясиня, оно очень сильно повлияло на его стихотворения. Во-первых, это касается интонации его стихов, она стала более звонкой, более концентрированной, твердой. Во вторых, изменения коснулись самого языка, речь стала более краткой, но выразительной, лексика стремится к ясности и остроте. Говоря яснее, чувство ответственности дало современной поэзии прочную и надежную конструкцию, стало неким

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=