Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 377 критерием: теперь язык перестал быть расхлябанным, вялым и вульгарным, он по-прежнему может произнести громкие и возвышенные звуки. Ван Цзясинь один из немногих, кто обладает чувством ответственности. Своим творчеством он оберегает чувственность и возвышенность поэтического слова. Его кажущиеся на первый взгляд простые, но поразительные метафоры позволяют читателю увидеть чувственный и богатый внутренний мир поэта. Его речь выражает стойкую жизненную волю. Чувство ответственности отра- жает жажду языка. Ван Цзясинь относится к поколению рожденных в 50-е гг. ХХ в. Это поколение подверглось влиянию идеализма, пережило невзгоды «культурной революции». Некоторые называли это поколение поколением идеалистов, а кто-то называл поколением крушения надежд. Идеализм воспитал в Ван Цзясине некую мечтательность и определенные моральные качества. Для его поэзии 1990 гг. характерна тема творчества. Процесс творчества для поэта есть способ личного спасения. Он не пишет для славы или признания, стихи есть, прежде всего, внутренняя потребность поэта. В эстетической системе поэта понятия искусства и творца искусства занимают важное место, огранку получает образ художника, представляемый прежде всего как личность, «человек творящий». Стихотворения 1990-х гг., будучи связанными между собой темой творче- ства, поэта и поэзии, помогают раскрыть внутренний мир Ван Цзясиня как чувственного поэта. Бездонная глубина его стихов и горькая боль в манере письма стали образцом во всем многообразии поэтического мира 1990-х гг. XX в. Образ поэта, возникающий в стихотворениях Ван Цязсиня—это человек с твердой и страстной волей. В отношении поэтического языка Ван Цзясинь берет за основу своего творчества теорию соотношения поэзии и мышления, где поэзия отождест- вляется с мышлением — во всяком случае, поэзия предстает высшей формой языка и наиболее предпочтительной в силу своей свободы формой мышления. Поэзия для Ван Цзясиня является искусством, основой которого является язык, но не язык в строго лингвистическом понимании, а язык, как творящая и оду- хотворяющая сила слова, заключающаяся в причастности к более глубокому завершающему смыслу. Поэт смотрит на мир сквозь призму языка: « Это точно словно век, глаголы / Один за другим уезжают, существительные, выгружен- ные ими / Куча за кучей ржавеют, а прилагательные / Это дикорастущая трава между рельсами…» («Вокзал» « ⚛䖖ㄉ », 1990). Поэзия для Ван Цзясиня является наиболее экономичной формой мыш- ления, когда хорошее стихотворение на предельно сжатом пространстве покрывает громадные интеллектуальные и эмоциональные расстояния, часто достигая откровения. Назначение его творчества непоколебимо: устремление к свету, полноценная причастность к жизни, противостояние злу, борьба с без-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=