Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 399 в резонанс с намерениями «верхов». С другой стороны, многие, почерпнутые еще в период «4 мая» идеологемы западной культуры оказались недоступными к этому моменту даже для городских китайцев новых поколений. Не в послед- нюю очередь это касается принципа индивидуализма, сыгравшего немалую роль в реформировании страны и общества в новом Китае в начале прошлого века и потерянного в период социалистического строительства. Тем не менее, некоторые из молодых людей в результате миграционных процессов в период «культурной революции» расширили свой кругозор, лучше стали понимать происходящее в стране, особенности формирования так называемой китайской специфики; не исключено, что происходил определенный пересмотр собствен- ной идентичности. А кто-то из «грамотной» молодежи воспользовались тем, что хунвейбины собирали из частных библиотек для костра книги, преимущественно западных авторов (которых давно не было в магазинах Китая) для сожжения как вредоносных, разлагающих современных китайцев, умудрялись как-то, то там, то тут выхватить одну-две (а то и набирал целый чемодан и порой создавали таким образом свою библиотеку, как описывал автор «Тотема волка» в одном из своих интервью), или иным каким-то путем становились обладателями редчайших по темвременамкниг западногомастера, хотя быи одного экземпляра. Это позволяло им вновь вернуться к знакомству с целым рядом западных ценностей. Затем возникла «литература поиска корней» (или «литература родных мест»). Так называемая « этнопроза» появилась благодаря «рассказам о родине» Лу Синя: публикация этих рассказов в 20-е годыпрошлого столетия вызвала общественный резонанс и породила большое число последователей, творивших под влиянием Лу Синя. Этот жанр, считают некоторые, был возвращением к национальной культуре после «великого десятилетнего бедствия» («культурной революции»)  1 . В коллективной монографии «Современность и повороты в развитии китайской литературы после 1949 года», выпущенной под эгидойАкадемииОбщественных наук Китая, в частности, литература «поиска корней» рассматривается как один из возможных вариантов локального ответа на глобальный вызов  2 . А «некоторые критики периода “поиска корней” предъявляли обвинения к Движению 4 мая 1919 года, якобы «прервавшему культурную традицию»  3 . В китайском литературоведении выделяется достаточно короткий проме- жуток времени, именуемый «новым периодом» — от провозглашения курса 1 Аюшева Н. Г . Место «литературы родных краев» в творчестве китайской писа- тельницы Чи Цзыцзянь // Ветник Бурятского ГУ. 2010. № 8. С. 62. 2 Хузиятова Н. К. Модернистские тенденции в творчестве китайских писателей 1980-х годов как поиск идентичности в контексте глобализации». Автореферат, 10.01.03. Востфак СПбГУ) // http://www.dissercat.com/content/modernistskie-tendentsii- v-tvorchestve-kitaiskikh-pisatelei-1980-kh-godov-kak-poisk-identich (16.08.2014) 3 Турушева Н. В . Современная китайская литература как отражение социальных процессов в КНР / Вестник Тосмского ГУ. 2014. № 383. С. 127.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=