Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Секция 3 • Panel 3 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 420 Keywords: Lu Xun, children’s literature in China, contemporary Chinese literature, May Fourth Movement, translated literature. Замилова Р. В. (СПбГУ, Россия) Деятельность Лу Синя в области детской литературы Ключевые слова: Лу Синь, детская литература Китая, современная литература Китая, Движение 4 мая, переводная литература. Лу Синь (1881–1936 гг, наст. имя Чжоу Шужэнь) — выдающийся писатель современности, литературный и общественный деятель, основатель совре- менной китайской литературы, вышедшие в мае 1918 года «Записки сумас- шедшего» стали первым в истории Китая опубликованным литературным произведением на разговорном языке «байхуа». Талант писателя проявился не только в литературном творчестве, но также в публицистике, художественном переводе и редакторской деятельности. Кроме того, деятельность Лу Синя оказала огромное влияние на формирование и развитие детской литературы Китая. Данная статья посвящена вкладу Лу Синя в развитие детской литературы и в формирование нового образа ребенка в Китае. До начала XX века ребенок в Китае воспринимался исключительно как продолжатель рода и фамилии, одним из главнейших предназначений которого было почитание предков и традиций, и беспрекословное подчине- ние родительской воле, при этом вектор деятельности ребенка был словно направлен в прошлое. Но перемены, произошедшие во всех сферах жизни Китая, в начале 20 века вызвали перемены в сознании и в восприятии человека в общем и ребенка, в частности. Ребенок стал рассматриваться как символ эволюции и надежды на лучшее будущее, не как преемник рода, а как пре- емник целой нации. И Лу Синь стал главным глашатаем идеи о ребенке как о творце политического будущего своей страны. В статье «Какими отцами мы должны стать сейчас»  1 , опубликованной в 1919 году, критикуя конфуци- анскую догму «отец всегда прав, а сын — виноват», Лу Синь в противовес выдвигает рациональную идею о том, что «Нынешние дети — это будущие отцы и будущие деды», развивая по мере рассуждений эту идею, Лу Синь приходит к выводу, что раз дети сегодняшнего дня — это взрослые будущего, то сегодняшнее их окружение формирует будущее. И мир завтрашний принад- лежит детям. «Мерилом всего должен стать ребенок, а не взрослый; внимание следует направлять на будущее, а не на прошлое» — пишет он там же. При 1 Лу Синь. Какими отцами мы должны стать сейчас // Избранные статьи по совре- менной детской литературе. Гуанси: Гуанси чубаньши, 1989. 29 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=