Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 151 В другом эпизоде Е Мэндэ писал о смене стиля поэзии Ван Аньши—пря- молинейной и страстной в юности и полной скрытых иносказаний на склоне лет, после ухода реформатора с политической арены. Если ранние стихи Ван Аньши обладают яркой политической окраской и могут служить источником изучения его политических взглядов, в последние годы жизни поэта они усту- пили место философским размышлениям и пейзажной лирике. «Ван Цзин-гун в молодые годы был самоуверенным, посему поэтиче- ский язык его стремителен, к нему не возвращаешься в поиске скрытого смысла. Например, «Народ Поднебесной ожидает обильных дождей, не зная, что дракон здесь свернулся клубком», или: «Густой зелени тысячи ветвей, и немного алого—волнующих весенних красок не нужен избыток», «И в спокойные годы, и в смуту нельзя быть бессильным, знать, когда явить милость, а когда обречь на страдания—для этого нужен талант». Такого рода стихи все прямо говорят о том, что было у него на душе. Позднее, когда он стал делопроизводителем Ведомства по государственным лошадям, вслед за Сун Цыдао  1 , полностью подражал сборникам поэтов эпохи Тан, повы- шал свою эрудицию и взял их себе за образец, на склоне лет утонченные стихи его, от начала до конца наполненные иносказаниями, были интересны своей неспешностью»  2 . Шихуа ценны как источник сведений о Ван Аньши, поскольку в тради- ционной китайской историографии личность Ван Аньши получила резко негативную оценку, при его жизни полное собрание его сочинений издано не было и появилось лишь в середине XII в. (в эпоху Сун было издано три ксилографа с сочинениями Ван Аньши— в 1140 г. в Линьчуани, между 1131 и 1151 гг. в г. Луншу и в 1151 г. в Линьане (Ханчжоу)). Несмотря на это, п о той частоте, с которой Ван Аньши встречается в шихуа , очевидно, что его жизнь, деятельность на посту первого министра и литературное творчество продолжали оставаться в фокусе внимания интеллектуальной элиты Китая на протяжении XI–XIII вв., а его сочинения ходили в рукописях и привлекали к себе напряженный интерес, побуждая авторов шихуа высказывать частную, неофициальную точку зрения. 1 Сун Миньцю (второе имя Цыдао; 1019–1079) — литератор, чиновник, историк. Автор сборника бицзи «Записи в Чуньмине ушедшего от двора». Продолжив работу своего отца, историка, занимавшего высокие посты при дворе, завершил составление «Сборника Высочайших указов эпохи Тан» ljୀབྷ䇿Ԕ䳶NJ (130 цзюаней). 2 Сун] Е Мэндэ Шилинь шихуа. >ᆻ@ਦỖᗇlj⸣᷇䈇䈍NJ [Сунский] Е Мэндэ. Рассуждения о стихах Шилиня. http://www.shicixuexi.com/shihua/377_2.html дата публикации: 30.04.2016.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=