Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 153 во-первых, литературно-теоретические воззрения, в которых доказывались деградация текущего литературного (прежде всего поэтического) творчества и необходимость возвращения к содержательной глубине и стилистической простоте конфуцианской классики, воплощенной в книгах «Пятиканония» («У цзин» ӄ㏃ )  1 . И, во-вторых, требования отказаться от «литературной цветистости» официальной документации, относимой, напомню, к жанрам высокой художественной словесности ( вэнь ᮷ )  2 . Аналогичные суждения высказывали и теоретики литературы южно-китайского государства Лян ( ằ 502–557), в первую очередь Пэй Цзые ( 㼥ᆀ䟾 469–530), кто первые, судя по сохранившимся фрагментам его трактата «Дяо чун лунь» ( 䴅㸢䄆 «Рас- суждения о резьбе насекомых»), прямо связал господство в современной ему литературной практике «дурных и цветистых» произведений с упадком духовности всего тогдашнего правящего режима [1; 681]. Таким образом, вполне резонно ограничить поиск истоков танского «Движения за возвра- щение к древней словесности» литературно-теоретической мыслью первой половины VI в. Однако, если за главные критерии концепта «возвращения к древней сло- весности» принять опознание содержательных и формальных (стилистическая вычурность) изъянов текущего литературного творчества и идею подобных дефектов как результата отхода от конфуцианской классики, то древнейшим интересующим нас эпизодом окажутся рассуждения об одической поэзии ( фу 䌖 ) Ян Сюна ( ᨊ ὺ䳴 , 53 г. до н. э. —18 г. н. э.), одного из выдающихся мыслителей и литераторов (поэт-одописец) конца Ранней Хань (206 г. до н. э. — 8/9 г. н. э.) и всей эпохи Хань (206 г. до н. э. —220 г. н. э.). Эти рассуждения изложены пре- имущественно в Главе 2 «У цзы» ( ੮ᆀ «Мой Учитель») его трактата «Фа янь» ( ⌅䀰 «Образцовые речения»)  3 . Особого внимания в данном случае заслуживает 1 Таковы, в первую очередь, взгляды Янь Чжитуя ( 亄ѻ᧘ , 531 — ок. 591), изло- женные в Главе 9 «Вэнь чжан» ( ᮷ㄐ ,«[Обучение] словесности и [правилам создания] литературного произведения») трактата «Янь-ши цзюнь сюнь» ( 乿∿ᇦ䁃 , «Домашние наставления клана Янь»), и Ван Туна ( ⦻䙊 , 584?–618), запечатленные в различных разделах «Чжун шо» ( ѝ䃚 , «Изъяснения срединности»). 2 Основное сочинение: доклад трону «Шан Суй Гао-цзу гэ вэньхуа шу» ( к䳘儈 ⾆䶙᮷㨟ᴨ «Письмо об изменениях литературной цветистости, поданное Великому предку-основателю Суй») Ли Э ( ᵾ䄔 , ум. ок. 591). 3 Напомню, что этот трактат в основной его редакции состоит из 13 глав ( пянь ㇷ ), все имеют диалоговуюформу: ответыЯн Сюна на вопросы, задаваемые его анонимными собеседниками. Ответы по большей части носят афористический характер, вследствие чего это сочинение нередко называют «сборником афоризмов» [9; 100]. В большинстве глав обсуждаются различные вопросы, в основном относящиеся к конфуцианской теоретической мысли. Три последние главы содержат своего рода комментарии к дея- тельности исторических личностей и тем или иным историко-политическим событиям и реалиям. Главы 1,3,4,5 и 12 переведены на русский язык [2; 200–216].

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=