Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 379 Шулунова О. В. (Байкальский госуниверситет, Россия) Пространственное осознание в стихотворениях Хань Дуна Ключевые слова: китайская современная литература, китайская поэзия, пространство, каллиграфичность, новаторство. Китайская современная литература и поэзия в частности прошли сво- еобразный путь становления и формирования через интродукцию свежих поэтических теорий и концепций, и за последние десятилетия XX в. анти- традиционалистская поэтика заняла ведущие позиции на литературной сцене. Подобный подход был продиктован не только и не столько исторической эпохой, сколько китайским обществом, желавшим осознать свое место и роль в современном мире, это был качественно новый путь к обнаружению китай- ского национального характера, связанный с «культурным бумом» середины 1980-х гг. [1] Основополагающими понятиями в поэзии стали новаторство, индивидуализация, отказ от патетики, отсутствие аллегоричности, нарочитая заурядность и прозаичность, гротескный антигероизм, —всем этим изобилует поэзия группы «Они» ԆԜ , основанной Хань Дуном 丙ь в 80-е гг. XX в., несмотря на то, что тематика произведений довольно разнообразна: любовная, пейзажная, тема дружбы и, наконец, наиболее ярко и богато представленная урбанистическая лирика. Начав писать в пору студенчества, в 80-е гг. XX в., Хань Дун отнес себя к тем китайским авангардным поэтам, которые стреми- лись синтезировать и переосмысливать наследие традиционной архаической поэзии Китая вкупе с практикой западных поэтов, а не просто заимствовать и насаждать чуждые китайскому обществу западные ценности и понятия поэтики. Как представитель новой китайской поэзии, Хань Дун уделил большое внимание переосмыслению настоящего, не возвращаясь при этом к событиям прошлого, что качественно отличало его от «туманных поэтов» ᵖ㜗䈇 , с подражания которым он начинал свое творчество. Будучи поэтом «нового поколения» ᯠ⭏ԓ䈇Ӫ (синьшэндай шижэнь) или «третьего поко- ления» йԓ䈇Ӫ (саньдай шижэнь), Хань Дун создал собственные теории, которые определили базовые тенденции развития поэзии и литературы Китая в 1980–1990-х гг. Хань Дун считает язык ключевым моментом поэзии и литературного твор- чества в целом, язык, его форма, тщательно подобранные обороты невероятно важны, однако при всем этом поэзия не является квинтессенцией языка, его апофеозом, поэзия и язык скорее равнозначны. Хань Дун отрицает суще- ствование особенного поэтического языка, поэзия, по его мнению, должна быть предельно ясна, проста и понятна, язык поэзии — это будничный язык,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=